Кафедральный собор в Милане +

i (2) Сооружение кафедрального собора Рождества Девы Марии (Duomo di Santa Maria Nascente) началось официальным образом в 1386 г. по инициативе епископа Антонио да Салуццо, а действительные строительные работы спустя два года.

В результате возник истинный символ города и один из наиболее совершенных образцов итальянской готики.  Изначально за прототипы были приняты, вероятно, согласно воле первого миланского герцога, Джан-Галеаццо Висконти (желавшего видеть свой город подобным североевропейским метрополиям), великие готические соборы Германии и, следовательно, привлечены к работе немецкие мастера, что вызвало немало раздоров и частую смену зодчих (к началу XV столетия их сменилось более полусотни).

В итоге именно архитекторы из Германии придали сооружению его наиболее характерные черты, хотя ажурный шпиль над средокрестием иногда приписывают (без документального подтверждения) флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески, автору купола Санта Мария дель Фьоре (строительство этого центрального звена миланского сооружения началось уже в конце XV в.).

В целом, однако, присутствие иностранных мастеров оказало положительное влияние на рост профессиональных навыков ломбардских строителей. Собор построен преимущественно из белого мрамора, что тоже стало новинкой для итальянского зодчества: обрамлении его оконных проемов, пинаклей и парапетов кровли использованы изысканные кружевные мраморные орнаменты.

Кстати, герцог Джан-Галеаццо Висконти повелел, чтобы храм был облицован мрамором из карьеров Кандольи, которые ему и принадлежали. На месте собора уже ранее существовали христианские постройки (а еще ранее языческие): так называемая Новая базилика, основанная в IV в. Блаженным Августином и посвященная впоследствии Св. Фекле; городской баптистерий Сан Джованни алле фонти; богородичный храм Санта Мария Маджоре.

И сама зона имела символическое значение: герцоги Висконти преобразовали стоящий по соседству старый Бролетто в собственную резиденцию (позднее Королевский дворец), а участие Джан-Галеаццо Висконти в закладке главного храма города еще раз подчеркнуло смычку религиозной и политической власти. Интерьер миланского собора

Собор начали строить с тыльной части: его главный фасад закончили только к 1682 г., используя до того момента фасад церкви Санта Мария Маджоре. В 1391 г. первоначальный трехнефный план был заменен на пятинефный, а также модифицированы пропорции нефов, что явилось первыми знаками свободного отношения к готическому канону. В 1393 г.

Джованнино дей Грасси спроектировал знаменитые ажурные окна в апсидной части, а их исполнением занимался в XV столетии Филиппино дельи Органи. В 1418 г. папа Римский Мартин освятил главный алтарь Дуомо, а в 1452 г. закладывается первый камень в основание фасада. С 1454 г. на стройплощадку вышел великий флорентиец Филарете, приглашенный Джан-Галеаццо-Мария Сфорца.

Вторая половина XV столетия была отмечена бурными дебатами по поводу сооружения тибурия (башни над средокрестием): Сфорца, помимо Браманте, привлек к этому делу Иоганна Нексенпергера, строившего собор в Страсбурге, а также Леонардо да Винчи, Джованни-Антонио Амадео. В итоге одобрили проект последнего зодчего, согласно которому Дольчебуоно и поставил в 1490-е гг. высокий тибурий (иначе тибуриум). В 1519 г.

Бернардино Дзенале изготовил огромную деревянную модель собора, изменяемую в течение всего периода строительства, вплоть до XIX столетия сейчас эта модель находится в собрании Музея собора (Museo del Duomo di Milano). Во второй половине XVI в. зодчий Винченцо Сереньи предоставил позднее утвержденный проект главного фасада, однако в итоге этот фасад получился иным: деятельный миланский монсеньор Карло Борромео в 1567 г. привлек к делу Пеллегрини, работавшего в полном соответствии со вкусами Контрреформации, направленными на усиление звучания сакрального искусства.

milanoТот же зодчий перестроил пресвитерий собора, освященный затем самим Карло Борромео. Над сооружением фасада, следуя идеям Пеллегрини, позднее, в XVII в., трудился его последователь Рикини, а чуть ранее, до 1632 г. Черано. В целом труды по возведению собора продолжались веками: в 1769 г.

был закончен его главный шпиль, вызвавший всеобщее восхищение; в 1774 г. водружена венчающая шпиль 4-х метровая «Мадоннина»; в 1810-1813 гг. по желанию Наполеона и под руководством Джузеппе Дзанойи и Карло Амати закончен фасад; в 1858 г. разобрана старая колокольня; в 1906 г. водружены в центральном портале, с внутренней стороны, бронзовые двери с богородичными сюжетами; в XX в. тут продолжались декоративные и реставрационные работы.

Немногие из итальянских церквей строились так долго и с такими трудностями, как миланский собор, однако, несмотря на это, в итоге для него стало характерным единство стиля и гармоничность форм, а также потрясающая и неиссякаемая изощренность его убранства: сотни крупных шпилей и множество мелких, которые возвышаются повсюду, кажутся сказочным лесом, населенным скульптурами, каменными чудовищами и персонажами из легенд. Величественный Дуомо превратился в истинную сокровищницу христианского искусства: вероятно, несколько преувеличенно, но порой его прозывают «восьмым чудом света».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>